Everything is design. Everything! Paul Rand

Оранжевая визуальная революция

Наш раздел КнигиФилософия Коммуникации пополнился анонсом новой книги Павла Родькина «Оранжевая визуальная революция» Фирменные стили против символических систем. Эскалация дизайна и эскалация власти.
Надо отметить, что книги Павла Родькина выходят в свет с завидным постоянством. Это уже его четвертая книга с 2001 года.



«...Современное государство опирается на старую геральдику, не желает понимать и пренебрегает современным визуальным искусством, создающим новую реальность, в которой старые знаки и символы перестают работать и теряют ценность.

С культурологической точки зрения, успех так называемой бархатной «оранжевой» революции 2004 года в Киеве, направленной против правительства, был противостоянием фирменного стиля (оппозиция) и геральдической системы (власть).

Если фирменный стиль создает коллективный идентичный интерфейс, направляющий и объединяющий людей, то консервативная гербовая система, сформированная феодальной парадигмой, не может привести к гибкой социальной и эмоциональной консолидации. Геральдической модели необходимы риторические директивы и предельная сакральность, а они не могут быть действенными в условиях современных визуальных коммуникаций, сформированных позитивизмом и функционализмом.

Старые гербы и построенные на их основе символы власти смотрятся на фоне современной визуальной культуры, например, насыщенной корпоративной айдентики1), статично, они не впечатляют, не вызывают отклик в умах и душах. Их воздействие сегодня построено на мерцании коннотаций – государственности, верности, идентичности…

В них нет соблазна, нет иронии. Основанные на невизуальных практиках вовлечения словом, старые знаки отлично подходили для устной или аудиальной культуры (здесь мы прежде всего имеем в виду гимн и миф). В грамматической ауре печатного пространства гуттенберговой галактики эти знаки обрели второе дыхание, но сейчас, похоже, надорвались в своем историческом развитии. К тому же они почти автоматически ассоциируются с насилием и подавлением.

Государственные символы власти официальной Украины в 2004 году не выдержали прямого столкновения с созданными дизайнерами визуальными знаками политической оппозиции, не имевшими ни истории, ни возвышенных значений или иных «высоких» риторических фигур. В этом заключен подлинный культурный и коммуникативный смысл оранжевой революции.

Противостояние «оранжевых» с «бело-голубыми» не было обычным политическим спектаклем – оно было визуальной манифестацией. Это проявление силового поля визуальности – единого фирменного стиля, созданного дизайном, противопоставленного старым символам... »

http://www.prdesign.ru/ovr/orangestyle.html


Павел Родькин
«Оранжевая визуальная революция» Фирменные стили против символических систем. Эскалация дизайна и эскалация власти.
М.: «ЛУч», 2005.
Редактор: А. Безрукова
Корректор: Ю. Фокина
Дизайн: П. Родькин
Тираж 300 экз.
ББК 30.18 + 85.127 Р 31 ISBN 5-88915-016-2




Наверх