Everything is design. Everything! Paul Rand

Нэвил Броуди. Постреволюция в постистории.

Нэвил Броуди – звезда новой волны, культовая фигура современного графического дизайна выступил с лекцией в Строгановке! Событие, действительно, неординарное. Он словно материализовался из собственного мифа, выйдя из соблазнительного и не всегда понятного мира, в котором уже давно, согласно концепции Фрэнсиса Фукуямы произошел «конец истории».

(размышления после лекции, прочитанной Нэвилом Броуди 12 мая 2004 года в МГХПУ им. С.Г. Строганова)

«Мы увязли в мире страха. Страха, что мы не выживем, страха потерять работу, страха критики, страха быть не такими как все, страха открыто критиковать свои правительства и их действия, страха неудач, страха, что что-то, все равно что, случится, боязни страха.»
(Нэвил Броуди)

Нэвил Броуди – звезда новой волны, культовая фигура современного графического дизайна выступил с лекцией в Строгановке! Событие, действительно, неординарное. Он словно материализовался из собственного мифа, выйдя из соблазнительного и не всегда понятного мира, в котором уже давно, согласно концепции Фрэнсиса Фукуямы произошел «конец истории». Но Броуди привез в Москву не только чистый дизайн, он попытался донести до нас нечто большее, нечто смутное и не выкристаллизованное… Мы увидели не только иной уровень мастерства, а иной уровень мышления, иную жизненную позицию и иной уровень общения. Но после бурных оваций, как и положено, остаются вопросы и сомнения, посеянные Броуди. Основным контекстом выступления служила идея революции. Впрочем революция в устах Нэвила Броуди звучала вполне политкорректно и совсем не зловеще...И все-таки Броуди говорит именно о революции… Стоп. Но ведь разве вся Новая волна не была революционным движением, ломающим стереотипы восприятия, грамматическую природу письма, и чуть было практически не воплотившее идеи деконструкции французских струткуралистов? И разве положение Маршалла Маклюэна о конце эры Гутенберга не получило воплощение в многочисленных версиях конца печати?

лекция Невила Броуди. Актовый зал Строгановки

Почему опять революция? Не свидетельствует ли угасание новой волны о наступлении состояния постреволюции –  комфортного симулякра визуальной реальности? Не перекидывается ли кризис современного искусства на дизайн?

Неужели революция, действительно нужна только для того, чтобы уничтожать революционеров? Неужели, глядя на состояние современного дизайна, придется констатировать, что оно находится в постреволюционной фазе культурного ожирения. Одни стереотипы меняются всего лишь другими. Неужели дизайн, типографика поддались холодному обольщению «мягкого рабства» современной культуры? Или они сами являются проводниками тотальной суггестии транснациональных корпораций?

И не потому ли так тревожен призыв Броуди быть более человечными и «…использовать свои возможности для просвещения и развития, а не навязывания художественного вкуса»? Ведь это классические призывы в стиле эпохи  Просвещения, от которых стараются либо отказаться, либо они уже просто забыты… Что заставляет Нэвила Броуди призывать обратиться к гуманистическим ценностям? По сути к  – гуманистическому дизайну…

И разве слышим мы хоть что-нибудь подобное, сказанному Броуди  от наших дизайнеров, не настолько еще затронутых обаянием экономического могущества тотальной семиургии Запада?

Может быть Нэвил Броуди таким образом пытается вырваться из тупика постреволюции, из состояния постистории?  Но осознанно или нет? Искренне или лукаво?

Или же это новый виток эскалации дизайна, которому уже тесно в рамках жанра, приема, стиля, теперь стремящегося стать не только культурной матрицей, но и культурой, политикой, самой жизнью?

«Метадизайн», рождающий «гиперреальность» как характеризует это состояние Жан Бодрийяр. Разве призывы к социальной ответственности дизайнера не являются политическими?

Броуди говорит о том, что сейчас трудно увидеть разницу между дизайном и рекламой. Перефразируя Ролана Барта, вопрос следует ставить не «что есть дизайн», а «когда начинается дизайн» А правда, когда? Может быть, действительно, начиная со способности мыслить другими понятиями, когда «мы можем говорить о любви к ближнему, новых знаниях»? И гуманистическое сомнение Броуди не так уж и наивно, острие вопроса направлено в самое сердце дизайна! escortcity.ch

Н. Броуди после лекции в актовом зале МГХПУ им Строганова

И куда можно вырваться из постистории: в прошлое, современность, будущее? Ведь в любом случае дизайн уже никогда не будет свободен от эмпликаций прошлого и мы никогда не сможем начать дизайн с чистого листа…

Впрочем, у Броуди не было и намека на попытку репрезентации 80-х , бесконечной актуализации собственных достижений, столь приметной для русского дизайна. Он пытается сделать следующий качественный шаг.

Куда идти если у нас нет прошлого, мы боимся настоящего, и еще больше будущего?

Куда податься: в Лондон, Париж, Берлин? Не ради же праздного любопытства Броуди обращает внимание на влияние западных ценностей, когда рассматривает визуальную фактуру московских улиц. Но не означает ли эта необратимая глобализация того, что и проблемы у нас общие? Или нет? Или нам еще только предстоит пройти путь западного дизайна, а потому и прислушиваться к тихим вразумлениям Броуди не обязательно. Ведь здравый голос политической экономии Знака, избавляющий нас от всех страхов, говорит о противоположном.

Невил Броуди в Строгановке.

Можно ли сделаться дизайнером, не став революционером? Во имя или против чего? Сложившейся культурной эпистемы? Конкретных знаков? Отношений? Или же глубина проблемы достигает нашего собственного сознания и восприятия мира? С чего начать? Что делать дальше?

Сможем ли мы разорвать этот круг?

P.S. Видимо Броуди все-таки удалось посеять зерна сомнения и заставить нас задуматься, доказательством чему служит не умолкающие дискуссии в коридорах Строгановки.

зал Строгановки перед развеской работ Невила Броуди

Наверх