Everything is design. Everything! Paul Rand

В поисках предметного образа

« Форма рождает форму, а из нее происходит новые. Все родственные друг другу, неразделимы, переплетены и сращены вместе. Они тянутся друг к другу и бегут прочь. Они колеблются и изменяются, смешиваются и успокаиваются ».
Луис Генри Саливен
Художников и мыслителей веками волновал вопрос о законах создания и сосуществования различных форм. Как достичь гармоничного сочетания отдельных элементов, будь-то элементы архитектуры или элементы поэтического сочинения, как развить идею и удачно сопоставить разнородные элементы.



Когда мы говорим об этих явлениях, мы употребляем термин «композиция» и всякий раз слово «композиция» имеет свои основания.

С началом истории человечество так или иначе сталкивалось с компоновочной деятельностью. Для достижения конкретного результата, человек обобщал разрозненные элементы в единое композиционное решение.

В современном мире, такое понятие как композиция, ощутимо расширило число своих значений. Композицией заняты сейчас не только художники и писатели в своей творческой деятельности, понятие композиция так же прочно вошло в такие сферы человеческой деятельности, как экономика, политика, социальные проекты. В этих областях мы конечно подразумеваем под словом «композиция» умение сочетать и находить оптимальное, наиболее правильное решение той или иной проблемы.

Но вернемся к композиции, относящейся к предметному миру. Как и в других областях «композиция» имеет свои законы и закономерности, в круге известных нам образов. Законы и основы колористических, плоскостных, объемных или пространственных гармонических соединений.
Все эти законы - итог завершившегося творческого процесса. Мы познаем их через наработанный тысячелетиями багаж человеческих знаний. Отвлеченное знание композиционных закономерностей не может быть панацеей для решения проблем, оно не достаточно для художника. Композиция, как образ человеческого знания, постоянно развивается и открывает новые возможности для осознания законов «развития формы».

Таким образом, всякое определение понятия «композиция» предлагает набор уже готовых образцов, готовых форм, для анализа и творческого процесса, основанного на предшествующих представлениях. На сегодняшний день имеются методики, которые позволяют вычленить уже готовые и предельно объективные знания о композиции и принципы формообразования.

Важно, сколь бы обобщенными и отвлеченным не были основные положения композиции, в первую очередь, она является определенным способом и стилем работы и всегда несет на себе неповторимый почерк художника.
Художник в процессе работы иной раз делает сотни композиционных эскизов, для других они почти не различимы, а художник выбирает из общей массы поисковых эскизов тот единственный, который в большей мере отвечает его видению мира.

В процессе создания и выбора пути для достижения результата и лежит подлинная тайна творчества. Художник должен не только чувствовать, но и понимать логику создания новой формы, находить способы сделать ее адекватной духу времени и общественным потребностям. Задача художника - творчески подходить к проектированию и обновлять язык композиции, в зависимости от стоящих перед ним задач.

Рождение новых подходов к композиции в современном мире, возможно наиболее широко может раскрыться при общении между художниками и где бы не происходило это общение в аудиториях, на выставках, мастерских - в этом всегда есть момент передачи идей, совмещение их и создание новых. Не стоит забывать, что отсутствие творческого начала, в создании новых композиционных решений и использование только «застывших» канонов, может привести к рождению бездушного «мертвого» произведения. Тогда в искусстве мы получаем такое явление, как формализм. Увлечение математической точностью компоновочных решений, поиски математически оправданной «идеальной» формы, привели к кризису многие школы и направления в дизайне. К таким примерам можно отнести «закат» Ульмской школы дизайна. При всех значимых достижениях в сфере композиции и формообразования, Ульмская школа исчерпала себя. Белые стерильные мастерские - лаборатории, в которых проводилась работа над проектами носила печать «сухой техничности». Полной противоположностью являлся подобный эксперимент по созданию школы-студии в СССР. Это была Сенежская студия, она располагалась в живописном месте, на берегу озера Сенеж и была «домом» для многих художников из всего Советского Союза.

Студия являлась «большим организмом», внутри которого осуществлялась активная работа и творческое общение. Отличительной чертой работы Сенежской студии было и то что помимо прямой проектно-технической работы в ней создавались живописные и прикладные произведения, что несомненно давало импульсы к открытию новых горизонтов в промышленном искусстве.

Синтез науки и искусства позволял в большей мере раскрыть творческий потенциал каждого работающего там художника. В этих мастерских были рождены многие идеи и проекты, намного опередившие свое время.

В их числе курс композиции М.А. Коника. В основу этого курса включена система «самопроектирования» курса, т.е. получив первоначальный толчок, курс композиции начинает как бы самостоятельно развиваться и сам становится элементом предмета.

Идея заданий заключалась в том, что по ходу работы изменяется и цель задания, т.е. композиционная тема последовательно подвергается изменению путем введения тона, цвета, контрастов и нюансов. Меняется задача: разрушить, собрать или задать динамику данной композиции.

В нашей стране впервые была поднята проблема закономерностей создания формы в 20-х годах XX столетия, в практике ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Одним из первых эту проблему поднял И. Ладовский в своем курсе композиции, состоящим в том, чтобы выработать у архитекторов навыки пространственного мышления. Затем курсы композиции были введены не только на архитектурном, но и на остальных факультетах ВХУТЕМАСа. Задача этих курсов была дать студентам «азбуку формообразования» и развить в них способность выразить через композицию свое чувственное восприятие.

Интересен подход к созданию предметного окружения архитектора Оскара Хансена из Варшавской академии художеств. Пожалуй основная особенность его курса — это тесная связь композиционных вопросов с актуальными художественными проблемами нашего времени. Особенностью являлось то, что преподаватель напрямую передает свои знания, «композиции» студентам, а студенты, по средствам заданий «открывают для себя все эти законы». Композиционные задания с самого начала связаны с конкретными проектными ситуациями.
Учитывается личное отношение человека к пространству и предмету. В его курсе, студент путем создания определенной формы и цветового решения, должен вызвать у человека ряд эмоций или ощущений, желания обойти, заглянуть или сравнить эти предметы. Оскар Хансен вводит понятие «эмоциональности пространственной композиции», о чем говорит в своих очерках И. Ладовский. Выражение идеи через форму.

Очень интересен и оригинальный подход к изучению композиции и формообразовании в государственном литовском институте под руководством Феликса Даукантаса. Он ввел курс законов композиции в основу которого легло изучение тектоники материалов, которые как бы вступают в контакт с самим художником и подсказывают ему образное решение. Особенности использования формы продиктованы материалом, характерно для литовской школы - дизайна.

Если раньше художник всецело зависел от свойств материалов, имевшихся в его распоряжении, то теперь он ставит перед собой двойную задачу: с одной стороны преодолеть свойство материала, а с другой - подчеркнуть их, чтобы это составило значительную часть художественной ценности изделия.

Даукантас делает упор также на пластические свойства фигур и материала, в мастерских создаются композиции на тему кольца «Мебиуса» или изучается изменение формы мешочка с гипсом подверженному физическому воздействию. Роль художлика в создании таких форм казалось бы не велика, однако на самом деле личное чутье имеет здесь решающую роль. Процедура опытов с материалом разрабатывается художником, а управление процессом здесь зависит от его знаний и интуиции. Знание природных свойств материалов и законов их трансформации позволяют художнику открыть для себя новые возможности формообразования и композиции.

Сегодня, с развитием науки и техники, созданием новых материалов, появилась возможность строить форму в новых условиях, искать ее в природе, в логике форм растительных организмов или живых существ. Бионика становится для художника источником вдохновения, выработки методики построения целостности. Поиск ведется и в математике. Математические законы гармонии тоже становятся отправной точкой поиска целостных форм.

В современном мире, художник может не только интуитивно или экспериментально понять закономерности формы, но и сам создавать новые законы ее развития, тем самым его творческие возможности безгранично расширились.

Александр Уваров

 

Наверх