Everything is design. Everything! Paul Rand

Искусство от W до L

(Второе пришествие святого Энди – Энди Уорхол художник современности)
С каждым новом пришествием святого Энди (если уж он стал иконой) мы все ближе к пониманию поп-арта. Наше окружение, как и наша культура все больше похожа на ту среду, в которой черпал образы и работал Энди Уорхол.

Энди великий. Энди ужасный. Энди высокомерный. Энди культовый… Какие эпитеты, звания и определения готовы дать мы Уорхолу? Но понимаем ли мы происходящие в жизни и искусстве трансформации до конца? Понимаем ли мы Уорхла?

Разглядывая (вернее потребляя) уорхоловскую экспозицию – мы находимся лишь на грани Соблазна, на грани Сексуальности, на грани Желания, на грани Потребления…

Andy Warhol

Впрочем, наш критический дискурс, которым мы конечно же так гордимся, перестает быть серьезной преградой к удовольствию (пусть зачастую тайному) от Уорхола. В этом заключается нерасшифрованная магия Энди, снимающего подсознательные запреты в коммуникации между искусством – современным объектом – зрителем и потребителем.

Уорхол носит имя «художника современности» заслужено. Послевоенное искусство столкнулось с серьезной проблемой: вещи и ценности старого мира были уничтожены или находились в руинах, бум новых вещей, образов и знаков не вписывался в эстетическую систему живописи. Новое не могло быть воспринято как есть. Этот процесс начался, впрочем, еще в начале века, возможно именно этим вызван бурный рост абстракционизма, формализма, сюрреализма, которые как бы уводили искусство от пропасти.

Энди Уорхол

Современная пища, одежда, автомобили, известные торговые марки явно не вписывались в эстетику и пластику старой живописи. Авангардный же проект оказался слишком утопичным. Переворот, совершенный Уорхолом был подготовлен еще Марселем Дюшаном, Уорхол во многом не был даже оригинален, но именно он ввел современный объект и произведение искусства в серию, превращая «вызов» дадаизма в «продукт» модернизма. Огромными тиражами и репродукциями своих картин, он как бы уравновешивал поп-арт в количественном отношении с произведениями мирового искусства. Этим Уорхол инспирировал Историю современного искусства.

Умберто Эко задается вопросом: «... что же здесь объект для поп-арта? Картина Уорхола или же серийно выпускаемая гигантская репродукция банки? Со своей стороны, хочу признаться, что когда я вижу у себя на кухне настоящую консервную банку с этими консервами, то не могу удержаться от соблазна взять ее в гостиную и поставить рядом с какой-нибудь картиной, словно неожиданно найденное «произведение Уорхола» 1). Искусство Уорхола – прекрасная иллюстрация тезиса Бодрийяра о том, что разница между искусством и реальностью окончательно стерлась и вместе они рухнули в бездну симулякра…



Поп-арт комфортно воспринимается не только в среде объектов производства вещей и знаков, но прежде всего внутри реальности.Но Уорхол сумел создать не только знак, образ или даже симулякр, он создал автокоммуникацию своих знаков и образов. Энди сам стал знаком. Он первый понял логику новой коммуникации и логику политической экономии знака.

Вульгарная универсальность Уорхола – одна из загадок современного искусства, обеспечившая ему работу после смерти. «Самое худшее, что может с тобой приключиться после конца жизни – это если тебя забальзамируют и положат в пирамиду. Мне противно думать, что египтяне брали каждый орган и бальзамировали его в отдельном сосуде. Я хочу, чтобы мой организм просто исчез. И все-таки мне на самом деле нравится мысль, что люди после смерти превращаются в песок или что-то еще, так что организм продолжает работать и после твоей смерти. Наверное, исчезнуть – означало бы увильнуть от работы… Поскольку я верю в работу, я думаю, мне стоило бы исчезнуть после смерти. И потом, как это было бы очаровательно – вновь воплотится в массивном кольце на пальце Полины де Ротшильд.», – говорит Уорхол 2) .

Энди Уорхол

Картины Уорхола давно уже не вызывают стресс отрицания. Из всего написанного об Уорхоле, злейшей критики и апологетики можно вынести пожалуй одно: Энди Уорхол остается не расшифрованным, он не однозначен. Уорхол до сих пор противоречив. Был ли он серьезен и искренен? Или все его искусство насмешка и ирония? Разрушил ли он искусство или вывел его из кризиса?

Энди одним из первых понял формулу наркоза современной культуры, в котором она прибывает подобно юному Нарциссу 3) В конце-концов телевизор – это лучший психоаналитик. Обыгрывая наши экзистенциальные вожделения, он сместил точку зрения с объекта на знак, который и является нашим отражением. Когда мы восхищаемся картинами Урхола – мы любуемся не звездами и брэндами, мы испытываем восторг (или неудовлетворенность) от самих себя!

Уорхол будет актуален, пожалуй, до тех пор, пока актуальны репрезентуемые им марки и знаки. Визуальный образ стал знаком, сам художник превратился в икону.

Энди с натяжкой можно назвать авангардистом, он плоть от плоти принадлежит модернизму, поэтому он смог понять конвенцию искусства и власти и через это сам приобрел власть над зрителем и над искусством.


1) см. Умберто Эко «Lowbrow Highbrow, Highbrow Lowbrow», «The Times Literary Supplement». 11. 8. 1971
2) Уорхол Энди. Философия Энди Уорхола от а к бы и наоборот. С. 124-125 М., 2001
3) см. Маклюэн Маршалл. Понимание медиа. Внешние расширения человека. Москва-Жуковский. 2003.


Сайт автора статьи: prdesign.ru

Статьи по теме:

Авангардист, ставший коммерсантом >>

Крупнейшая выставка Энди Уорхола едет в Россию >>

Уорхоловский портрет Элизабет Тейлор ушел за 12,6 миллиона долларов >>

Как вы относитесь к изменам в супружеских отношениях? Многие ответят, что плохо. Но ведь бывают такие измены, которые происходят во благо семь, для того, чтобы семья не распадалась. Посмотрите https://свингеры.com/русские секс русских свингеров на нашем сайте и вы сами в этом убедитесь. Многие мужья и жены приглашают домой такие же пары, как и они сами, а потом просто страстно трахаются в разных позах и кончают.
Наверх