Everything is design. Everything! Paul Rand

О концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года

Готовящийся к подписанию Проект Постановления правительства Российской Федерации о развитии дизайна создан при непосредственных консультациях с «Союзом дизайнеров России»,«Московским союзом дизайнеров» и Международной ассоциацией «Союз дизайнеров».

Проект концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года >>

План действий по реализации в 2006-2008 годах положений концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года >>

Необходимость подобного документа назрела давно. Другой вопрос, для чего он нужен, на кого рассчитан, какие задачи решает и каким целям служит? Представленная концепция вызывает мягко сказать неоднозначное впечатление…

Каким должен быть идеальный документ, который будет соответствовать реальным задачам по развитию дизайна,вызвать доверие, чтобы эффективно функционировать?

Подобный проект должен разрабатываться непосредственно в среде дизайна и иметь двойную направленность:

1) позиционирование дизайна как отрасли, его необходимость и первостепенность в экономической модели и общественных коммуникаций (визуальная политика государства)
2) формулирование концепции развития и приоритеты внутри самого дизайна и дизайн сообщества (визуальная политика дизайна)


Представленный на обсуждение проект совершенно не отвечает этим требованиям. В нем нет намеков на стиль, приоритеты для дизайнера, а ведь многие дизайнеры (особенно восприимчивые к различного рода универсальным инструкциям) очень нуждаются в подобных концептах.

Модернистский пафос документа вряд ли способен вселить оптимизм и быть эффективным в современной коммуникативной ситуации. Сама власть еще не понимает жизненноважность дизайна для собственного визуального имиджа и знаков...

Может ли дизайн в пространстве предложенного документа решить первую задачу? Очевидно, что в существующем виде документ подходит для бюрократического формуляра, но совершенно не объясняет политикам, чиновникам, бизнесменам (выступающих в качестве заказчика) – зачем нужен дизайн и профессиональный дизайнер в экономической модели или в процессе создания визуального имиджа России? Модернизм не приспособлен для позднекапиталистического постиндустриального общества…

Предложенный документ элементарно не стимулирует заказ, не утверждает элитарный статус дизайнера и лидирующее положение дизайна в системе визуального искусства и коммуникации.

Что может предложить современный дизайнер исходя из этого документа? Но что документ предлагает дизайнеру? Говорят ли его создатели с дизайнерами на одном языке?

Подобного рода документы должны являться одновременно и программой, которая должна включать:

1) концептуальную программу развития дизайна
2) коммуникативную инициативу
Ближайшая задача современного российского дизайна:
создание мифа! Именно мифология дизайна (миф о дизайне) как и мифология искусства или политэкономия знака, способна подчинить заказчика, придать дизайну привилегированный статус и независимость. То чего так не хватает в практической и рутинной работе каждому дизайнеру…

Для этого и необходима концептуальная программа, но к сожалению нам не из чего выбирать. Либо сухость и тяжеловесность в тиле зрелого модернизма или безмерная ирония в тиле 90-х.

Может быть, современная дизайн элита боится допустить развитие подобного дискурса и подсознательно сопротивляется этому? Ведь крупные подвижки в коммуникативной ситуации напрямую угрожают их положению и статусу? Не является ли подобные документы частью миссии усыпления и бюрократизации дизайна?

Совершенно ясно, что дизайнер как молчаливый и ответственный технарь не в состоянии вершить судьбы большого стиля и рассчитывать на привилегированное и первичное место в коммуникации и культуре ближайшего будущего.

Государственная поддержка вообще будет эффективной только, когда дизайн станет частью политики и имиджа, но дизайнер будет выступать на равных с «заказчиком».

Создание одного института по контролю или развитию дизайна не решит проблемы коммуникативного искусства. Таких институтов должно быть сотни! Чем больше свободных и не ангажированных инициатив будет функционировать, тем качественнее и динамичнее будет развитие дизайна. Эмпирическая структура должна быть демонополизирована и вместе с тем концептуально солидаризирована в контексте общего дискурса визуальной политики.

Подобные документы – это лишь первые и чрезвычайно несовершенные опыты, но и они очень ценны. В существующем виде они не окажут плодотворного влияния на современный дизайн.

Но ведь трудный путь любого развития проходит не только верификации, проверки на подлинность, но и фальсификации – исключений и ошибок…

Павел Родькин

Наверх