Everything is design. Everything! Paul Rand

Российский дизайн водного транспорта и водной среды

В рамках Первого Открытого Всероссийского конкурса дизайна водного транспорта и водной среды «Океан дизайна», стартовавшего в рамках IV Московского фестиваля яхт 19 июня 2008 года, состоялся первый в истории Российского дизайна Форум «Российский дизайн водного транспорта и водной среды».

Форум «Российский дизайн водного транспорта и водной среды»

В рамках Первого Открытого Всероссийского конкурса дизайна водного транспорта и водной среды «Океан дизайна», стартовавшего в рамках IV Московского фестиваля яхт 19 июня 2008 года, состоялся первый в истории Российского дизайна Форум «Российский дизайн водного транспорта и водной среды».

Форум был организован руководителем всероссийского конкурса дизайна водного транспорта и водной среды  «Океан дизайна» Ириной Евстигнеевой, Союзом Дизайнеров России, Дирекцией Московского Фестиваля Яхт, при поддержке Московского государственного художественно-промышленного университета имени.С.Г.Строганова, Столичной Судоходной компании, Журнала “Речной транспорт”и ООО “Московский праздничный флот”.

В Форуме принимали  участие известные дизайнеры, студенты профильных вузов, преподаватели вузов, представители ведущих судостроительных и судоходных компаний России, представители Российского Речного регистра, представители прессы, организаторы Первого Всероссийского конкурса-выставки дизайна водного транспорта и водной среды ”Океан дизайна” и все желающие участвовать в обсуждении  актуальных проблем и перспектив развития дизайна водного транспорта и водной среды в России. С приветственной речью выступила Ирина Леонидовна Евстигнеева, обозначив основные вопросы форума:


- проблемы российского дизайна водного транспорта и водной среды

- проблемы подготовки и трудоустройства кадров в области судостроения

- тенденции в дизайне водного транспорта и водной среды

Участники форума на борту теплохода АЛЕГРИЯ

Затем, слово было передано Олегу Петровичу Фролову, профессору нижегородской архитектурно-строительной академии, сенатору Cоюза Дизайнеров России. В своем выступлении Олег Петрович отметил  важность встречи людей, заинтересованных в развитии судостроения России и рассказал  о сложностях работы в данной отрасли.  По его мнению, необходимо концентрировать внимание не только на дизайне судов, но и на создании системы обеспечения максимально комфортной жизни на воде и в прибрежной зоне. Синтез пространства и объектов-залог гармонии водной транспортной среды.

Выступавший за ним Юрий Владимирович Менчиц, первый вице-президент Союза Дизайнеров России,  обратил внимание собравшихся на возрождение навигации в разных городах страны, выразил надежду, что скоро отдых на воде станет более доступным для всех желающих. Для этого требуется приложение усилий в развитии дизайна не только судов, но и береговой инфраструктуры.

Главный конструктор Московского судостроительного и судоремонтного завода Юрий Леонидович Шаманин рассказал о деятельности завода на современном этапе. Строительство мега-яхт нового поколения безусловно говорит о возможностях российского судостроения на сегодняшний день, но необходимо развиваться дальше, готовить подрастающее поколение, решать вопросы взаимодействия основных блоков-разработчиков судов-конструкторов и дизайнеров. Специфика российского климата, характера, жизнедеятельности диктуют необходимость создания Российской Школы дизайна яхтостроения и водного  транспорта в целом. Юрий Леонидович подчеркнул необходимость встреч, конференций, с целью для обсуждения  вопросов и принятия решений специалистами различных областей судостоительной отрасли и подтвердил свою заинтересованность, готовность  сотрудничества.

Президент Ассоциации  промышленных  предприятий речного флота  РЕЧПРОМ, Александр Александрович Гончаров, вся жизнь которого проходит на реке, более двадцати лет в судостроительной промышленности, проблемы проектирования и строительства судов знает непонаслышке, обратил внимание на то, что большая часть грузового, технического, пассажирского флота (к примеру, речных трамвайчиков (теплоход проекта Р-51типа Москва)), были построены в советское время.Они выдержали испытание временем на качество и эстетические показатели. Пришло время дизайна в судостроении.

Заведующий кафедрой “Дизайн” Нижегородского архитектурно-строительного университета Александр Васильевич Шаповал, познакомил слушателей с лабораторными исследованиями анализа и синтеза композиции в дизайне, начало которых было заложено еще в 60-е годы прошлого века. Разрабатывая учебные программы для дизайнеров, ставились задачи воспитании всесторонне развитой личности, о необходимости сосредоточения технических, экономических, эстетических, эргономических, социологических и экологических знаний. Понятия “масса”, визуальная оценка динамичности силуэта постоянные составляющие основ композиции в дизайне водного транспорта и среды.

Георгий Эдгардович Афанасьев, руководитель Экспертного клуба промышленности и энергетики, рассказал о государственных программах в области судостроения. Деятельность “Объединенной судостроительной корпорации” должна решить проблему конкуренции отечественных предприятий между собой. Однако и этого не достаточно для полного решения проблемы привлечения инвестиций, так как из-за долгого отсутствия спроса в отрасли устарела цепочка распределения финансов, система подготовки кадров, да и для самих специалистов нередко данная отрасль не является источником основного дохода. Приблизительно в 20 регионах России сделана ставка на развитие туризма. Региональные власти заинтересованы в модернизации  водных объектов. Следовательно встанет вопрос где размещать заказ.

Известный практик в сфере дизайна средств транспорта, Лобанов Игорь, работающий с английскими, голландскими, российскими заказчиками, в своем выступлении заострил внимание на проблемах взаимодействия дизайнеров и Речного Регистра, в том числе, терминологии классификаторов  судов, а именно - яхт. Представитель Корпусного отдела РРР Пиликова Мария заверила, что работы в данном направлении ведутся, надзор за нормативами осуществляют квалифицированные специалисты, разумный компромисс в проекте предусматривается, тем не менее, главное в работе специалистов Регистра - безопасность жизнедеятельности на судне.

Трифонов Андрей Владимирович, доцент кафедры ”Судостроение и судоремонт” Московской государственной академии водного транспорта построил свой доклад на анализе ситуации  рек России и отсутствия маломерных судов на большей их части. Необходимо возрождать флот маломерных судов с учетом модернизации окружающей среды и потребностями россиян. После выступлений состоялось обсуждение наболевших вопросов в профессиональной среде, в котором активное участие принимали студенты московских и региональных вузов, присутствующие на форуме. Кроме того, состоялось предварительное обсуждение и согласование конкурсных заданий “Океан Дизайна” для проектирования на следующий , 2009 год.

В целом, все участники форума отметили важность профессиональных конференций, форумов, встреч  и развития путей взаимодействия специалистов в сфере дизайн проектирования, инвестирования и строительства российского водного транспорта и водной среды.

Форум завершился презентацией проектов, заявленных на участие в Первом Всероссийском конкурсе дизайна водного транспорта и водной среды “Океан дизайна”.

Финальный этап Конкурса “Океан дизайна” планируется проводить ежегодно в Москве в рамках Московского Фестиваля Яхт. В течение года экспозиция будет представлена в городах России с целью популяризации специализации дизайн водного транспорта и водной среды, привлечения спонсоров, общественности, властей и инвесторов. В рамках выставок предусматривается проведение конференций, мастер классов, освещение спец проектов по судостроительной и водной средовой тематике. Теплоход  Алегрия, любезно предоставленный ООО Московский банкетный флот, для проведения Первого Форума Российского дизайна водного транспорта и водной среды причалил к Фрунзенской набережной. Швартовка была обеспечена Столичной  Судоходной Компанией, позаботившейся о комфорте участников Форума. Прогулка до Андреевского моста сопровождалась открытой экспозицией ежегодного масштабного события в жизни города- Московского Фестиваля яхт.

В 16.30 19 июня 2008 года состоялось вручение главных призов Конкурса - Хрустальных, Золотых, Серебряных Маяков, символизирующих самый яркий свет знаний и умений в сфере дизайна водного транспорта и водной среды, на который стоит идти. В 2008 году их было десять. Десять лучших в Российском дизайне водного танспорта и среды. Всем участникам  ОКЕАНА ДИЗАЙНА желаем на набережной своего города установить свой Маяк и пришвартовать яхту. До встречи на V Московском Фестивале Яхт !

Здравствуй, ОКЕАН ДИЗАЙНА-2009!

 

Наверх