Everything is design. Everything! Paul Rand

Страсти по футболу: Чемпионат мира 2006. Часть 1

Символика чемпионата мира по футболу 2006Итак, Чемпионат Мира 2006 по футболу, проходивший в Германии, завершился и стал историей. Оставим в стороне футбольные страсти, об этом сказано не мало. Обратили ли Вы внимание на символику этого чемпионата и осталось ли какое-нибудь впечатление?
Интересное мнение о фирменном стиле ЧМ в Германии 2006 высказал немецкий дизайнер Эрик Шпикерман (Erik Spiekermann) в интервью одному немецкому изданию...

 


Эрик Шпикерман (Erik Spiekermann) - один из самых известных типографов и дизайнеров Германии. Он был одним из основателей MetaDesign, одной из ведущих студий Германии (а теперь уже и всего мира), специализирующейся на корпоративном дизайне и брендинге. В список ее клиентов входят Apple Computer, Audi, VW, IBM и Nike.. Он разработал Пассажирскую информационную систему для немецкой железной дороги и помог сделать редизайн журнала The Economist. Он - почетный профессор Колледжа Искусства в Бремене и – бывший президент Международного Института Информационного дизайна. Он не принимал участия в разработке дизайна для Чемпионата мира по футболу 2006, но достаточно любопытно узнать его мнение по этому поводу. 


Вы очень критически настроены к талисману Кубка мира, Goleo. Почему?

Не только к талисману, но и ко всему стилю. Я подразумеваю, что этот талисман – типичный вымученный компромисс между несколькими сторонами. Лев, вообще не имеет никакого отношения к истории Германии. У нас есть орлы, гномы и карлики, но у нас нет львов. Львы больше подходят для Англии или Франции (их часто можно встретить на гербах). Талисману дали имя Goleo, от слова «gol» испанского варианта английского слова «goal» , и «Лео» производное от итальянского, латинского, испанского слова лев. Так что это, очевидная попытка угодить добропорядочной мировой общественности, но это немного не патриотично. Почему бы не назвать его, например, “Fritz” или как-то еще? Мы же находимся в Германии. Мы – немцы и должны помнить об этом. Этот искусственный лев ни симпатичен, ни уродлив, ни уместен – он никакой и вызывает лишь смущение и стыд.




Это тот случай, когда слишком много «поваров на кухне дизайна»?

Когда я впервые увидел талисман и логотип, и всю концепцию дизайна для Кубка мира в Германии, я подумал: «Боже Мой, бедные дизайнеры…». Я имел дело с подобными клиентами. Я встречался с некоторыми из тех дизайнеров, которые работали над этим проектом и знаю, что они были изначально в незавидном положении. Каждый хотел бы получить такой заказ для такого важного события, как ЧМ от высокопоставленного человека в федерации через его жену, и целую цепь людей рангом пониже. И есть слишком много комитетов и комиссий, где изменения вносятся людьми, далёкими от дизайна. В конце концов, после всех усилий, подводится общий знаменатель и результат оказывается очень и очень низким. Я не нанял бы ни одного из этих парней после такого проекта.



Почему Вы думаете, что концепция лишена цельности, особенно логотип?

Во-первых, в нем слишком много «посланий» для зрителя. В оригинале бриф звучал так: в логотипе должны присутствовать слово Германия, затем 2006, затем FIFA, плюс мы должны разместить нескольких счастливых людей, нам нужен зеленый цвет поля, и цвета немецкого национального флага. В результате есть зеленое и черное, и красное, и желтое, и счастливые лица, и FIFA, только не слишком ли много «мессэджей»?! Вы можете смотреть на логотип и считать его элементы, но общий смысл рассыпается из-за мелочей.

А в прошлом у Германии были большие успехи?

Да. Был один очевидный пример: Олимпийские игры 1972 года. Это было одним из лучших примеров немецкого дизайна. Дизайн был разработан группой под руководством Отль Айхера (Otl Aicher), одного из основателей «старой школы», в духе Bauhaus и Германско-Протестантских традиций. Всё было очень строго, но они сумели ввести пастельные, легкие цвета, что придало дизайну немецкий образ, в котором все было чисто и опрятно, но в то же время получилось ярко и весело.

Даже их талисман - небольшая такса, которая исторически немецкая, насколько это возможно. Дизайн был разработан более чем 30 лет назад и был действительно лучшим из заявленных работ того времени. А те «ребята», которые разработали стиль для Кубка мира этого года, были выбраны только потому, что они знали кого-то высокопоставленного в немецкой футбольной ассоциации и FIFA. И это создает нам дурную репутацию.




Почему Вы думаете, что дизайнеры стиля Кубка мира боялись показаться «слишком немецкими»?

Отчасти потому что мы имеем эту нарочитую крестообразную композицию. Вы не можете гордиться тем, что вы немец, если вспомнить те неприятные моменты истории. По крайней мере, мое поколение не может гордиться, а я родился в 1947. Заказчики этой специфической работы моего возраста или старше, так что я думаю, что они пытались дать миру все в одном флаконе не принужденно и весело. Это походит на разработку посмешища, но нельзя делать дизайн-посмешище. Я думаю, что первоначальное задание на дизайн, должно быть всеобъемлющим, включать в себя то, что они хотели видеть в результате и все то, чего нужно было бы избежать. А из тех требований, которые содержались в брифе, было просто невозможно придумать что-то хорошее. Если, конечно, Вы не являетесь дизайнером с ярко выраженной индивидуальностью и смогли бы договориться с заказчиками по существу, после чего они бы не вмешивались в вашу работу. В данном случае дизайнеры этого не сделали, взяли деньги и шли «на поводу».

Кубок мира – это, прежде всего, футбол сама игра. Важен ли здесь дизайн?

Он имеет простую, но важную функцию. Он указывает, куда Вам идти, направляет Вас к вашей цели: к экрану, стадионам, и многому другому. Он говорит людям: «Это относится к кубку мира и ни к чему другому». Это как спроектировать информационную систему для крупных мероприятий и событий – вы должны помочь сориентировать людей на месте проведения события. Как только они попадают в систему, дизайн подскажет им, находятся ли они на верном пути и куда попадут в дальнейшем. Дизайн играет функциональную роль, но также он создает настроение, т.е. играет еще и психологическую роль.

Так, какое послание передает нам стиль созданный для ЧМ 2006?

Он сообщает нам, что те люди, которые его разрабатывали и те, кто составлял бриф, не верят в свои способности и пробуют угодить всем и всегда. Они сверхорганизованы; в созданном ими дизайне слишком много информации; и никто не хочет брать груз ответственности. Фактически, это точно зеркало современного немецкого общества. Все это напоминает большую правящую коалицию двух крупных партий, которые в основном аннулируют друг друга, потому что ни одна не может принимать никаких решений. Каждый пытается быть хорошим, каждый знает, что мы должны сделать что-то, изменить общество, изменить отношения в нем, экономику, но никто не хочет сделать первый шаг: потому что им и так комфортно. Мы все еще закутаны в нашем замечательном безопасном одеяле. Мы знаем, что снаружи холодно, и мы остаемся внутри в толчее. Та же ситуация возникла при разработке дизайна для ЧМ-2006. Когда коллективными потугами, пытались угодить всем и каждому, но при этом боялись высунуть нос из под общего одеяла.

Избегать противоречий любой ценой?

Точно. В результате – всё становится невероятно безликим. Немецкий дизайн известен и уникален именно тем, что он остается Немецким. Вы покупаете Porsche или BMW или Audi потому что они – немецкие, а не несмотря на то, что они – Немецкие. Не всем такое положение вещей нравится, но это факт, а не патриотизм. То же самое и в графическом дизайне. У нас большая история и потенциал, но по какой-то причине, он просто не проявился на этой футбольной «сцене». Это – позор, потому что, когда люди из других стран, видят этот дизайн, они предполагают каков уровень немецких дизайнеров. Лично меня это смущает. Мне хочется спрятаться и притвориться, что я – нейрохирург или ещё кто-то…

Что бы Вы пожелали дизайнерам создавшим стиль чемпионата World Cup 2006?

«Тренируйтесь» ежедневно.



Перевод: Сулейменова Мария

Наверх