Everything is design. Everything! Paul Rand

Деньги России

Рассмотрение любого дизайн проекта, посвященного государственным коммуникациям, следует разделить на две части  —  дизайн и образы, хотя обе эти части для конечного продукта неразделимы. Если дизайн денег может быть решен силами самих дизайнеров, как показывает дипломный проект Максима Родина1) 2005 года в Строгановке, а также более ранний проект «Новые деньги» галереи Марата Гельмана, то проблема образов остается одной из самых сложных, спорных и нерешенных проблем.

Исторически, наибольшим доверием всегда пользовались образы конкретных исторических деятелей и никакие абстрактные символы, пейзажи и виды страны и даже аллегорические изображения (например, очень удачная серия банкнот 1895—1898 г. г. с образами «России» или ранние советские экспериментальные образы 1920-х), как бы хорошо они не были выполнены, не могут заменить изображения людей. На образах людей основаны «достоверность» денег и они пользуются большим доверием, так как символизируют историческую и смысловую преемственность и стабильность.

В дореволюционной России проблемы образов не могло возникнуть; на банкноты помещались портреты царей и императоров (Дмитрий Донской, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, на серии 1866—1886 г.г., Петр I и Екатерина II на серии 1898—1912 г.г., Николай I на серии 1899 г. Александр Третий на банкноте 1909 года). В советский период начиная с 30-х годов появляется самый устойчивый советский образ Ленина (червонцы 1937 года, серии 1947 и 1961 годов).

Сегодня, когда историческая преемственность прервана и политическая логика нарушена, становится совершенно непонятно какой образ ставить на деньги. Историческая хронология совершенно не соответствует политической; образы царей не могут соседствовать с генсеками, это же можно отнести даже к культурному пантеону… Какой же исторический и политический отрезок выбрать? И возможно ли вообще ограничиваться только одним периодом?

Создатели проекта «Новые деньги» предложили еще в 1996 году деньги с образами известных культурных деятелей и выдающихся людей (таких как А. Пушкин, Ф. Достоевский, Ю. Гагарин…) По такому принципу оформлены национальные валюты многих стран от французских франков до современных болгарских левов.

Единой смысловой и коммуникативной стратегии по отношению к госкоммуникациям нет, и хотя один из самых острых периодов в 90-е, когда старые образы обрушились, а новые еще не были созданы или были очень нестабильными, пройден, но общей позиции так и не выработано, а все предложения завязают в нерешенности этой проблемы.

В 90-е решение актуальных задач по новому дизайну денег, было найдено в виде нейтральных образов, частично использовавших визуальные элементы старых денег (хотя вскоре от них все более отдалявшихся). На банкнотах 1992—1993 годов активно эксплуатировался виды Кремля с нарочито подчеркнутом российским триколором, затем этот ряд сменили виды российских регионов (серия 1995—1997 г. г.), которая существует и по сей день.

Возможно, для переходного времени эти «пейзажные деньги» были, действительно, выходом, но сейчас такие нейтральные образы не отвечают смысловой повестке дня.

Дипломный проект Максима Родина в этом отношении не включается в выработку новых образов, хотя значительно модернизирует старые в плане визуального исполнения, оставляя виды федеральных округов на уровне топографии, избавляясь от изображений конкретных памятников на существующей серии. Характерный для выбранной территории пейзаж на одной стороне превращаются в графическую фактуру карты с другой.

дизайн денег

Территория России здесь сама по себе становится главным образом, но является ли он достаточно осязаемым? Желание уйти от традиционных для банкнот решений — понятно, но оторваться от смысловых и исторических проблем невозможно. Эти, казалось бы, взаимоисключающие, но не решенные ни по отдельности ни в целом проблемы будут и дальше разрывать любой дизайн проект, связанный с государственными коммуникациями…

дизайн денег

В отличие от смыслового и символического, графическое решение проекта Максима Родина достаточно сильно, чтобы стать достойным предметом для профессионального обсуждения, особенно на фоне существующей «ходячки» (о, этот ужасный «Адвер готик»!)…

Положительными сторонами проекта является восстановление традиционных денежных номиналов (1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей), цветового кодирования (хотя по мысли автора цветовая гамма семи номиналов банкнот — символизирует количество округов), нашлось место и государственному гербу России, который отсутствует (!) на современных банкнотах. Проект говорит на языке современной стилистики, отсылающий к швейцарским франкам или евро.

дизайн денег

Представители Гознака обычно говорят только о технологиях защиты денежных знаков (что естественно), но эстетическая сторона уходит на последнее место. И подобные проекты могут восполнить этот пробел и предложить массу находок, поэтому поощрение таких инициатив должно оставаться важной составляющей стратегии по развитию эффективных государственных коммуникаций.

Национальная валюта является по сути титульным элементом государственного символического набора, она формирует экономический имидж и образ государства в целом. Но здесь мы упираемся в непонимание важности визуальных коммуникаций у чиновников и управленцев, нежелание заключать своеобразный социальный контракт с дизайнерами, что демонстрирует хотя бы история со знаком рубля.

Таким образом, основной проблемой проектов по созданию новых денег России — является не дизайн (который приемлем и в рассмотренном дипломном проекте), а образы, которые не решены и системно не оформлены. Ситуация также подогревается практической необходимостью в комплексном ребрендинге Рубля.

1) См. журнал «Designer» № 10/2005

Изображения денежных знаков из дипломного проекта Максима Родина воспроизводятся по журналу «Designer» № 10/2005

Смотрите также:

Таких денег мир еще не видел >>

Наверх