Everything is design. Everything! Paul Rand

Футуризм и современное визуальное искусство

Новая книга Павла РодькинаВышла в свет новая книга Павла Родькина. В данном издании предпринимается попытка рассмотреть культурное и художественное значение русского футуризма для современного визуального искусства и сопоставить наследие футуристов с работами в области современной типографики и графического дизайна.




«…Русский футуризм – одно из блистательных и одновременно проблемных явлений русского искусства начала ХХ века, с одной стороны оппозиционное внешней культуре, а с другой естественное порождение этой уникальной культурной среды. Русские футуристы или «будущники» предвосхитили и во многом опередили художественно-графические достижения в области визуального искусства на много лет вперед... Однако они не оставили готовых рецептов и решений; весь творческий путь русского футуризма представляет собой череду прорывов и катастроф, отчаянный и скандальный дискурс футуризма не приближает к ясному результату, но, наоборот, через творческую неудовлетворенность достигнутым приводит футуристов к еще более сложному и противоречивому поиску. Проблемы эстетики, пластики, языка и семиотики, выявленные русскими футуристами, чрезвычайно важны и востребованы в современной культуре и многих направлениях визуального искусства, книжной графике и графическом дизайне. Разрушение семантической и структурной непроницаемости буквы (графемы или знака) в футуризме и постмодернизме действительно схоже по произведенному на зрителей и критиков эффекту. Но современное визуальное искусство во многом только сегодня подошло к тем проблемам, которые ставили и пытались решить русские футуристы.

Эстетические и прикладные художественные проблемы, решение которых подается как нечто новое, например в инновациях постмодернистской «новой волны» 1980–90-х годов, уже существовали в футуризме. Рассматривая творческое наследие русского футуризма, мы сталкиваемся с целым рядом эстетических, визуально-пластических, технологических, морфологических, семантических и семиотических проблем, часто превышающих отраслевые, стилевые рамки. Следует отметить, что исследование данной темы, вследствие проведения многочисленных аналогий футуристического искусства с современным, имеет также и практический смысл, так как наследие русского искусства начала XX века все более популярно сегодня среди российских художников, графиков и дизайнеров.

Сопоставление футуризма с «новой волной» имеет, однако, не ретроспективный характер – оно выявляет стратегический, альтернативный вариант пути развития визуального искусства в целом. Речь идет не столько о стиле, методе или программе, сколько о Письме. В данном издании предпринимается попытка рассмотреть культурное и художественное значение русского футуризма для современного визуального искусства и сопоставить наследие футуристов с работами в области современной типографики и графического дизайна.»

http://www.prdesign.ru/text/futurizm/


Футуризм и современное визуальное искусство



Павел Родькин.
Футуризм и современное визуальное искусство.

При финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

М.: «Издательство «Совпадение», 2006. — 256 с. — Ил.
Редактор: А. Безрукова
Корректор: И. Дьячкова
Тех. редактор: А. Зубков
Дизайн: П. Родькин
Гарнитура: (PT) Pragmatica
Формат 70х100/16
Тираж 3000 экз.
УДК 7.037.3+47/76"19/20"


Наверх