Everything is design. Everything! Paul Rand

Типографика в терминах и образах - Владимир Кричевский

Первый фундаментальный труд на русском языке по типографике — искусству оформления текста средствами набора:
В двух томах:

том 1: 158 терминов 144 стр.

том 2: 158 образов 164 стр.



Книга Типографика в терминах и образах построена по принципу терминологического словаря.

В каждом томе 158 статей, по числу важнейших русских типографических терминов.

В первом томе дана трактовка каждого термина, во втором собраны иллюстрации – примеры живого графического творчества разных стран и эпох. Каждая иллюстрация раскрывает и развивает определенный термин, а весь иллюстративный ряд представляет типографику в разнообразии ее стилевых и жанровых проявлений.

Владимир Кричевский — искусствовед и дизайнер, автор книг и многочисленных статей по графическому дизайну. Вел научную работу в Академии полиграфического искусства, преподавал в Московском государственно — промышленном университете им. С.Г. Строганова, читал лекции в Академии Ритфелда и Стейделек мюсеуме (Амстердам), Королевском художественном колледже и Школе графического дизайна (Лондон), Высшей школе изобразительного искусства (Гамбург), Академии Яна ван Эйка (Маастрихт).

Год издания: 2000
ISBN: 5-85050-237-8
Формат: 210 x 300 мм.
Объем: 1 том: 144 стр.,
2 том: 164 стр.
обложка. Отпечатано в России




Кричевский В. "Типографика в терминах и образах". В 2-х тт.
М., СЛОВО/SLOVO, 2000. - 144 с. и 158 с. 3000 экз. ISBN 5-85050-238-6 (том 1), ISBN 5-85050-239-4 (том 2).

Владимир Кричевский — талантливый типограф, автор работ по дизайну и книжному оформлению, выпустил в издательстве "Слово" не совсем обычную книгу под названием "Типографика в терминах и образах".

Вульгарная трактовка термина "типографика" — искусство книжного набора. В синонимах этого слова значатся также: книжный дизайн, архитектура книги, книжное искусство и др. Но в последнее время понятие это приобрело новый, более широкий смысл. В современной трактовке типографика — это в первую очередь искусство безо всяких скидок, и ссылок на область его применения.

Однако, до сих пор само слово "типографика", фактически не применялось, по крайней мере в обиходном языке. Возможно, будущие искусствоведы и историки книги свяжут его распространение в России с именем Владимира Кричевского.

Вообще круг пользователей типографической терминологией намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Каждый, кто имел неосторожность приобщиться к книге не только как к "источнику знаний", но и как художественному объекту, испытывает самую настойчивую необходимость ознакомиться с понятиями, отражающими устройство, производство и функционирование книги. А терминология эта как ни в одной другой области графического искусства обширна и развита. Поэтому насущность такого издания давно и остро ощущалась на всем русскоговорящем пространстве бывшего СССР. Как справедливо замечает автор этой книги: "Писать о типографике — это значит наверстывать упущенное".

"Типографика в терминах и образах" состоит из двух томов, причем в первом из них только текст, во втором — иллюстративный материал, дополненный текстовыми пояснениями только в самой необходимой степени. Бесспорное достоинство этой книги — специальная система отсылок, (как внутри одного тома, так и между томами), которая позволяет читателю, справляясь об одном термине (образе), знакомиться с понятием типографики в целом.

Кстати, второй том, состоящий из образов-иллюстраций, призванных облегчить понимание терминов, входящих в понятие типографики, не только блестяще справляется с этой задачей, но сам, по сути, является прекрасным типографическим альбомом, дающим достаточно полное впечатление о типографике как искусстве, во всем многообразии ее стилей и направлений.

Трудно удержаться, чтобы не сказать о внешнем облике этого издания. Оно необычно. И здесь надо заметить, что В. Кричевский является не только автором, но и типографом этой книги, чего, конечно, довольно уместно было ожидать. Но с другой стороны, далеко не каждый отважится последовать его примеру, ибо для автора подобного труда слишком велика опасность ежеминутно быть "проверенным" на соответствие текста его типографическому воплощению, причем любым читателем и на любой странице. Кричевский это испытание с честью выдерживает.

Необычна, во-первых, сама верстка книги. Реализовывая на практике провозглашенный современной типографикой примат "свободы" текста над устоявшейся эстетикой книги, Кричевский набирает текст без выключки, применяя к тому же смысловую разбивку на строки, при том, что переносы им уничтожены им как "класс". Чтобы добиться типографической четкости от набора с неровным краем, он располагает под рубриками в качестве маргиналий колонку отсылочных сведений и все это, отбив тонкой линейкой, выключает по правому краю. Общую картину верстки дополняют выключенные в центр красная строка и порядковый номер рубрики. Таким образом верстка, при всей своей необычности, никак не противоречит классической типографике. (Тех, кто ничего не понял из вышеприведенного пассажа, с легким сердцем теперь отсылаю к "Типографике" Кричевского, где про ВСЕ ЭТО просто и понятно объяснено).

Остроумно решены и издательские обложки. Одна из них отпечатана на бумаге, белой как снег, а другая — на черной, как уголь. Заглавия обоих томов не только абсолютно одинаковые, но и симметрично набранные (что совершенно не свойственно современной типографике, за которую ратует автор книги), но за исключением... одного единственного слова, вынесенного в одном случае решительно вправо, а в другом влево. Этот смелый прием делает из банальной симметричной обложки очень современную и необычную, но весьма логичную композицию. "Оторванное" от симметричного заглавия понятие не присутствует в данном томе, но является частью общего названия всего труда.

Сама книга написана свежим, легким, образным и, что не менее важно, хорошим русским языком. Каждая статья начинается с четкого и лаконичного определения термина. Дальше читатель волен поступать по собственному разумению, либо прочитывать до конца эту статью-эссе (так ее жанр определил сам автор), либо открыть на соответствующей цифре второй том и сразу познакомиться с графическим образом этого термина, либо, призвав на помощь систему ссылок, изучить все связи термина в смысловом поле понятий типографики. Однако можно начать и со второго, иллюстративного тома, порядковая цифра, ему присвоенная, совсем не обозначает его второстепенности и подчиненности тому терминологическому.

Одним словом, благодаря продуманной структуре книги читателю предоставляется полная свобода действий, любой выбранный им путь приведет к нужному результату. Думается, что не только специалисту, но и любому человеку, хотя бы в малой степени зараженного вирусом "книжности", чтение этого труда доставит настоящее удовольствие.

Об этой книге есть еще что сказать хорошего, но кажется, не менее важно высказать и несколько критических слов. Но сначала позволим себе небольшое замечание. Дело в том, что Кричевский как автор парадоксален, но так как он одновременно честен и бескомпромиссен, то научиться прощать ему этот грех легко.

Первое, с чем, видимо готов не согласиться внимательный читатель, само заглавие книги, в котором, похоже, опущено прилагательное. Ведь у Кричевского речь идет больше о современной, "новой" типографике, а не о типографском искусстве в его историческом аспекте по сути мало изменившимся со времен Гутенберга. Кажется, не идет на пользу книге и постоянное противопоставление "новейшей" и классической типографики. Ведь для рядового потребителя книги, т.е. читателя, критерии "хорошей" книги иные — удобство чтения и общее эстетическое впечатление от книги как вещи. Ему, скорее всего, совсем неважно к какой типографике, новой или старой относится это издание. И здесь самое время привести высказывание Яна Чихольда (Jan Tschichold), одного из самых авторитетных типографов ХХ столетия: "Так как типографское искусство обращено к каждому из нас, здесь не место для внезапных и коренных изменений. В типографском искусстве ничего нового в строгом смысле этого слова быть не может".

У многих, наверное, способен вызвать чувство противоречия и "несправочный" формат издания. Из-за своих больших размеров тома эти весьма непрактичны, а легкие обложки делают их еще и недолговечными.

Не совсем обычный дизайн книги, очевидно, призван не только продемонстрировать новейшие достижения типографики, но и придать всей работе несколько загадочный, эзотерический смысл. Однако, это обстоятельство может отпугнуть обычного, неподготовленного читателя, на которого, имея в виду громадный, по нынешним меркам, тираж в 3000 экземпляров, также рассчитана эта книга.

Возможно, некоторые читатели увидят несправедливость в том, что большинство иллюстративных примеров взяты из западных изданий. Может показаться обидным, что всех достижений отечественной типографики не хватило для иллюстрирования хотя бы половины терминов.

И все же книга Кричевского — событие огромной важности. Это не только новый, свежий взгляд на типографику, не только постановка краеугольного вопроса — о нужности этого искусства, — а по сути уже и утвердительный ответ. Как говорит сам автор, "русское слово достойно гораздо лучшей типографической участи".

Лев Шпринц

Наверх