- Категория: Графический Дизайн и Реклама
- Автор: Павел Родькин
- Просмотров: 9157
Золотая Пчела. Об остранении* и бескомпромиссности.
«Золотая пчела» – событие яркое и запоминающееся. Она позволяет сконцентрироваться на чистом дизайне благодаря плотности и насыщенности всей экспозиции.
*Остранение – один из универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе. «Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай - как в первый раз происшедший, причем он употребляет в описании вещи не те названия ее частей, которые приняты, а называет их так, как называются соответственные части в других вещах».
Устроителям удалось создать настоящее дизайнерское пространство, в котором нет ничего кроме дизайна, позволяющее забыть обо всех противоречиях и проблемах, в нем заключенных. Впрочем, эта же насыщенность создала еще один неожиданный и интересный эффект, когда чрезвычайно сложно вникнуть в содержание какой либо одной работы. И этот эффект совпадает с известным принципом отстранения, в котором графические единицы воспринимаются как единое полотно. Причем отстранение «реализуется» не только на семантическом уровне (можно утверждать, что русскоязычные работы только усиливали этот эффект), но уже на уровне перцепции в целом, создавая особый культурный background.
Работы, таким образом, приобретают внеиндивидуальные качества тотального дизайна. Этот метадизайн, размывает стилевые, жанровые, тематические и концептуальные проблемы, становясь главным содержанием «Золотой Пчелы».
Уникальность культурной ситуации заключается в том, что художественное качество не выхолащивается и не искажается. Наоборот произведения как бы очищаются от коннотативных наслоений, давая возможность непосредственно ощутить художественную форму как таковую. Именно здесь происходит восполнение нехватки отстранения в современном визуальном искусстве. Осуществляется подрывной дискурс против засилья тяжелой позитивистской предметности. Хотя, возможно, участники и устроители сознательно не вкладывали в «Пчелу» подобного...
Основная экспозиция оставила радостное, праздничное впечатление. Несколько странными смотрелись работы студентов ВШГД. Этот зал напоминал больше всего семестровый просмотр в Строгановке. Стоило ли таким образом дополнять экспозицию? Зал с русскоязычными работами также был весьма интересен, хотя и поразил некоторой мрачноватостью...
«Золотая Пчела» представляет собой опыт создания целостного интерфейса, в котором возможны самые непредсказуемые и неожиданные реакции. Происходит кристаллизация графического почерка нашего визуального языка, высвободившегося (пусть даже в пределах биеннале) от навязываемых искусству принципов. Осталось только зафиксировать эту вспышку чистого дизайна в нашей повседневной практике. Готовы ли мы к такой бескомпромиссности?
Итоги золотой пчелы здесь |