Everything is design. Everything! Paul Rand

Еще больше искусства… («Арт Москва» №9)

арт москва 2005Очередная экспозиция Арт Москвы (№9) знакомит зрителя с еще большим количеством объектов искусства. Логика успешной стратегии политической экономии знака требует демонстрации еще большего количества искусства, денег, симулякров…



Поэтому Арт Москва является отличным показателем тенденций развития современного искусства, его коммерческих успехов и художественных проблем. Именно эти наблюдения состояния и общей картины происходящего, выкристаллизованные Арт Москвой в современном российском искусстве, лежат в основе наших обрывочных заметок и размышлений, с которыми мы знакомим заинтересованного читателя.

Арт Москва 9

… Современное искусство не может определится с собственной моделью и собственным проектом. Метание между традиционным искусством и сопутствующим статусом «художника» и дизайном с его привилегиями «медиатора», между живописной формой и дизайн-методом становятся для него непреодолимыми… Скрыть эту проблему все труднее.

Арт Москва 9

… Но возможно ли принципиально решение данных проблем в условиях тотальной амбивалентности? Так если, например, дизайн становится бессмысленным вне конкретной коммуникативной модели и функции, то современное искусство, чтобы выжить, создает своего рода self communication – замкнутую модель, меновая стоимость (и объемы денег) в которой играют роль единицы смысла… Таким образом, следует признать, что ценность, качество и смысл произведений современного искусства определяется их ценой… При этом, удивляет желание современного искусства быть политически и идеологически оппозиционным, с одной стороны, но целиком и полностью вверять себя экономическим индексам, с другой.

Арт Москва 9

… Зыбкость современного искусства заключается не в его тематике, а в том, что содержание и форма его полностью основаны на коннотациях знаков. Вся медиативность его существует в пределах коннотаций, обращение непосредственно к знаку является уже творческим подвигом и открытием…

Арт Москва 9

… Поэтому так ощутима в современных произведениях нехватка содержания – как такового. Эпатаж, провокация, пародия, ирония, протест, которые сами по себе, разумеется, ни хороши ни плохи, не могут слишком долго выступать в качестве содержания. Состояние когда баланс между формой и содержанием в искусстве нарушается не в пользу ни того ни другого вне ясной культурной политики опасен. Оно грозит перерасти в коммуникативный коллапс, который не пощадит ни новаторов ни традиционалистов.

… Напрасно многие критики упрекают современное искусство в отсутствии позитивности, на самом деле в нем нет того демонизируемого негатива. Даже навязчивая порнографичность современного искусства является, скорее признаком его сексуального и энергетического остывания… Современного искусство уже ни удивляет, ни шокирует, ни отравляет. Оно теряет темперамент в Игре, превращается в холодную структуру, ознаменованную знаковой бесчувственностью.

Арт Москва 9

… Во многом это произошло вследствие того, что современное искусство было избаловано тем, что ее критиковали с точки зрения классического и традиционного искусства. Такая критическая модель, естественно, была обречена на провал и только подогревала иронический дискурс. Именно эта «обывательская» конструкция, позволила современному искусству выгодно поднять планку собственной меновой стоимости в глобальной экономике и массовой культуре, который были пропитаны обывательской психологией и желавших быстро избавится от родовых комплексов. Но она же лишила современное искусство критической выверке.

Арт Москва 9

… Современное искусство следует критиковать с точки зрения современной визуальной реальности, технологий… Ведь кризис современного искусства, его обессмысливание и обесценивание в перспективе является прежде всего внутренним кризисом современного визуального искусства (в широком смысле) и культурного проекта.

… Но, может быть современному искусству необходим – кризис, своеобразный дефолт? Может быть, именно такое жестокое средство является спасением от его культурного ожирения и сонливости?

Арт Москва 9

… В целом в экспозиции Арт Москвы бросалась в глаза некая информационная и пластическая монотонность, визуальная типизация образов и приемов. На этом фоне абсолютно теряются отдельные интересные находки и решения, особенно там, где художники продолжают линию русского авангарда.

… Но, возможно, следует «винить» не художника, а несовершенство и неповоротливость российского арт-рынка? Художественного пространства и мышления, лишенных осмысленной программы, становящихся вторичным рынком поп-арта и трансавангарда…

Арт Москва 9

… Может ли экспозиция Арт Москвы вдохновить теоретика и практика современных коммуникаций? Скорее оно придает вкус археологическим изысканиям в осколках и репрезентациях авангарда и поп-арта… Парадоксальная ситуация заключается в том, что пользуясь все активнее методами и достижениями визуальных технологий, стирая грани между мультимедиа, графическим дизайном, фотографией, современное искусство вместе с тем явно отдаляется от всякой коммуникативности. Оно пытается скрыться в частных пространствах галерей, становясь декоративным ремесленным продуктом с ярко выраженной цеховой структурой, интеллектуально коррумпированной. Это состояние «технологического идиота» делает современное искусство еще мене коммуникативным (или отзывчивым) чем традиционное искусство! Сработает ли лазейка «чистого искусства» снова?

Арт Москва 9

… Не является ли такое состояние большей угрозой (потенциальным слабым звеном) для современного визуального искусства, чем жалкие реваншистские настроения блюстителей «классики», «реализма», «академизма», «традиционализма» и т.д. ?

… Но не слишком ли мы требовательны? Может быть именно сейчас и именно таким образом происходит драматический переход и перерождение в иную коммуникативную форму, иную модель, структуру и иной стиль?

Арт Москва 9

Арт Москва 9

Арт Москва 9

Арт Москва 9

Арт Москва 9

Арт Москва 9

Арт Москва 9

http://www.prdesign.ru

Наверх