Everything is design. Everything! Paul Rand

МАМИ-шоу 2005

Уже второй год, в конце мая - начале июня, меня терзает предчувствие. Предчувствие... неотвратимого… пополнения, нестройных рядов автодизайнеров. Смысл этой фразы я постараюсь изложить ниже.



В прошлом году мы уже наблюдали новобранцев этой почти несуществующей области Российского дизайна. (Впечатления изложены здесь.)
Тем интересней была для нас защита в нынешнем году. После бурного прошлогоднего обсуждения, признаться была надежда на изменения, причём к лучшему. Многие в МАМИ читали наши обзоры защит, и надежды были не беспочвенны. Кафедра Дизайна в МАМИ относительно молода, и как мы думали, способна бороться с недостатками и «шлифовать» достоинства, но…
В этом году, как выяснилось, «урожай звезд» выдался на треть меньше, чем в прошлом году, но «закрома Родины» могут быть спокойны. Цифра все равно очень внушительна. Двадцать два специалиста!
Надо сказать, надежды на изменения к лучшему рассеялись сразу. Всё осталось по-прежнему. Поэтому не буду повторяться, про порядок защиты и ее, видимо, характерные особенности.

Присутствующих в этом году зрителей было меньше, и количество их уменьшалось к концу каждого дня защиты.
Состав комиссии в первый день был тот же, что и год назад. Исключением являлся лишь г-н Сорокин, чей вклад в развитие отечественного автодизайна трудно переоценить. Зычным голосом он много раз взбадривал, зазевавшихся зрителей, которые удумали сфотографировать проекты.





Первый день защиты прошел под знаком, или, если угодно, логотипом ЗиЛа. У восьми из одиннадцати дипломников, защищавшихся в первый день, темой проекта было транспортное средство на различных шасси этой легендарной марки. Наиболее часто в тот день «поминали» агрегаты правительственного лимузина ЗиЛ-41041. Патриотизм или прагматизм? Насколько я понял, один из дипломников защитившихся в прошлом году, а точнее — Пирязев, автор незабываемого ритуального автомобиля на тех же агрегатах, уже является дипломным руководителем нескольких нынешних дипломников.
На мой взгляд, проектировать современный автомобиль на морально устаревших шасси, большая ошибка. С тем же успехом можно попытаться спроектировать современный автомобиль, на шасси Фордовской «жестянки Лиззи». Возможно, из-за этого большинство проектов, а точнее их «стилевое решение» изрядно попахивало нафталином. Хотя не все проектировали на агрегатах ЗиЛа, но «душок» оставался по-прежнему. Вообще наметилась странная тенденция, в название проекта включать фразу «стилевое решение».

Например, проект дипломника Гуленкова. «Стилевое решение и компоновка представительского минивена на базе агрегатов ЗиЛ-41041».
Ну, кто по внешнему виду может сказать, что в этом автомобиле может находиться первая персона государства? Никто! Можно поздравить дипломника с удачной маскировочной стратегией.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).


Проект пригородного 23-х местного автобуса дипломника Зубенко С.В. произвел на всех достаточно «сильное эмоциональное и эстетическое впечатление».



Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).


Проект Карасева А. «Стилистическое решение и компоновка интерьера коммунального автомобиля на шасси ЗиЛ 434722» показал, что человек не особо задумывался над эргономикой интерьера. Выбрал безумное сочетание цветов, при этом, зная, что водитель будет находиться в кабине, приблизительно, в течение всего 8-ми часового рабочего дня. Может быть, на дипломника повлиял ребрендинг Билайна? И знал ли он, что, именно, такое сочетание цветов суицидальное, с точки зрения психологов?


Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).


Не буду сосредотачиваться на обсуждении стилевых и эстетических аспектов каждого проекта в отдельности, поскольку веселило все происходящее только во время первого посещения защиты в МАМИ.
Неужели все так печально? Нет. В конце каждого дня действительно были достойные проекты.

В конце первого дня проект аэродромного тягача, автор И. Бабич.


Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).



Во второй день понравился проект 400-т кубового мотоцикла Ю. Ермакова. Лучший и наиболее качественный макет.


Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).


В общих чертах: до трети всей графической подачи, почти у всех дипломников, занимали ассоциативные ряды — пейзажи, персоналии, а так же многочисленные объекты дизайнерской мысли, направившие «мысль» дипломников, в то или иное русло. Свои же скетчи, чертежи и проекции видов, т.е. непосредственно состав проекта, казались чужими на этом празднике чужого творчества.

Картинки открываются в новом окне:


Еще один момент: зачем в проекте «стилистического решения», такая огромная роль отводится тягово-динамическому расчету? Он, кстати, занимал ещё одну треть графической подачи. Сами же подачи пестрели обилием лишних деталей и выглядели просто непрофессионально. Каждый проект являлся по сути «хитом». Фразы: «местами использовался современный дизайн» после прошлого года, уже казались вполне нормальными.
На вопросы о габаритах и размерах дипломники не могли ответить и часто выглядели растерянными, или отвечали: «… судя по макету… столько-то, или судя по чертежу… столько-то». Возникает вопрос, видели ли они свои чертежи и макеты до защиты?

У одного дипломника ширина салона оказалась ~2450 мм, а внешний размер по ширине ~2050 мм. Комиссия и дипломник долго искали потерявшийся проход между рядами кресел в проекте автобуса.

Одна немаловажная «особенность», на которую не смогла закрыть глаза уважаемая комиссия, это сильное различие пропорций макетов, чертежей и даже ортогональных проекций. Дипломники пытались, свалить всё на искажения при печати.Но у меня сложилось мнение, что большинство дипломников, в данном случае кроме двух человек, просто не хотят даже думать, чего уж требовать от них большего. Элементарные вопросы по теме диплома приводили их в замешательство.
Поразило еще вот что, восприятие студентами слова «ЗАЩИТА» в буквальном смысле. Порой казалось, что дипломник готов указкой «отдубасить» ненавистного члена комиссии, особо въедливого и придирчивого, это было заметно по тому, с каким тоном звучал ответ защищавшегося.

После вопросов комиссии и «ответов» дипломников и увиденного собственными глазами, зачитываемые рецензии и отзывы о проектах, звучали откровенной насмешкой.



Несколько вопросов, возникших по ходу защиты. Кого готовят в МАМИ на кафедре «Автодизайна» — стилистов или дизайнеров и зачем МАМИ это делает? Если стилистов, то почему так ужасен этот «стиль»? Если дизайнеров, то почему в большинстве проектов, эргономика присутствует только в виде эргономов на чертежах и то являющихся скорее «данью моде». В большинстве проектов отсутствует так называемое «цвето-фактурное решение». Студенты знают ГОСТы и марки стали, но применить эти знания не могут, потому что эти ГОСТы во многом устарели. Да и большой вопрос, что даст знание гостов наизусть?
Можно, конечно, вспомнить про то, что студенты ленивы и «несознательны». Но, позвольте, разве могут быть ленивы и не «тянуться к знаниям» все 22 человека? Может дело отчасти в преподавателях и самой системе образования?
Зачем люди учатся в подобных заведениях? Для того чтобы стать специалистом, или чтобы получить диплом? Зачем МАМИ обучает студентов по этой специальности? Что это, просто дань моде или необходимость? Какие цели преследуются, какие задачи ставятся, просто выдать диплом, или подготовить профессионалов в области автодизайна?

Вот ответ, который непроизвольно приходит в голову: в прошлом году было три интересных проекта, в этом два... Получается, что именно ради этих людей существует кафедра автомобильного дизайна в МАМИ. Конечно, казалось, что после проекта Эрнеста (я не говорю о макете) выпускники уже не позволят себе шаг назад, но ... в общем, курс остается прежний.

Вы прочитали, обзор до конца и вы не смеялись, это нормально. Значит, мне удалось передать то ощущение, которое сложилось у меня от защиты автодизайнеров в МАМИ этого года.


{mospagebreak}
Фотографии.


День первый:

Чистопрудов Дмитрий Генадьевич.
Стилевое решение и компоновка кузова внедорожного пассажирского автомобиля на базе агрегатов ЗиЛ 432722.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Уваров Дмитрий Александрович.
Стилевое решение интерьера и панели приборов внедорожного пассажирского автомобиля на базе агрегатов ЗиЛ 432722.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Остроух С.А.
Проект автомобиля для МЧС на базе агрегатов ЗиЛ 43722

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Рябов Д.А.
Разработка стилистического решения экстерьера представительского автомобиля на базе ЗиЛ-41041.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Куркин Петр.
Стилистическое решение интерьера представительского автомобиля на базе ЗиЛ-41041.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Третьяков Антон.
Стилевое решение и компоновка кузова "купе" представительского автомобиля на базе агрегатов ЗиЛ-41041.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Гусев А.О.
Стилевое решение и компоновка четырехместного универсального кузова автомобиля
на базе агрегатов Chrysler PT Cruiser и тягово-динамический расчет.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Смирнов А.В.
Стилевое решение интерьера и панели приборов универсального 4-х местного автомобиля
на базе агрегатов Chrysler PT Cruiser с проработкой выдвижного пола багажного отделения.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Ветюгов А.А.
Стилевое решение и компоновка автомобиля для коммунальной службы на базе агрегатов ЗиЛ-432722.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Бабич И.С.
Экстерьер тяжелого аэродромного тягача.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Демидов Денис Олегович.
Стилевое решение интерьера и панели приборов представительского автомобиля с кузовом купе на базе агрегатов ЗиЛ-41041.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).



{mospagebreak}

Второй день защиты:

Бурцев И.О.
Стилевое решение и компоновка Автокемпера на базе агрегатов ISUZU N-series.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Максименко Е.В.
Стилевое решение и компоновка экскурсионного автобуса на базе агрегатов ISUZU N-series и тягово динамический расчёт.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Зубенко С.В.
Стилевое решение кузова 23-х местного автобуса на шасси ISUZU N-series и тягово-динамический расчёт.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Груздев А.В.
Стилевое решение интерьера 23-х местного автобуса на шасси ISUZU N-series.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Щербаков А.Е.
Стилевое решение модульной конструкции автомобиля повышенной проходимости на шасси УАЗ 315195 "Hunter".

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Беляев А.
Проект двухместного спортивного купе.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Садовников А.С.
Проект интерьера двухместного спортивного купе.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Гуленков
Стилевое решение и компоновка представительского минивена на базе агрегатов ЗиЛ-41041.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Симатов И.С.
Стилевое решение и компоновка автомобиля с кузовом типа "родстер" на базе автомобиля AUDI A8.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Карасев А.
Стилистическое решение и компоновка интерьера коммунального автомобиля на шасси ЗиЛ 434722.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Ермаков Ю.
Стилевое решение и разработка конструкции мотоцикла на базе агрегатов Suzuki 400I и тягово-динамический расчет.

Для просмотра кликните на изображение (откроется в новом окне).
Наверх